Отчет о деятельности по привлечению инвестиций

Инвестиционная политика Астраханской области осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, Стратегией инвестиционного развития Астраханской области до 2020 года.

В 2015 году в Астраханской области за счет всех источников финансирования по оценке будет освоено 115,7 млрд рублей инвестиций в основной капитал, что составит 94% к уровню 2014 года.

В 2016-2018 годы прогнозируется освоение инвестиций на уровне 417,5 млрд рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит в целом за указанный период 117,6 %.

Региональный план мероприятий («дорожная карта») по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и повышению позиций в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах

Исполнительными органами государственной власти Астраханской области проводится работа по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и повышению позиций в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 03.12.2014 № 517-Пр (в ред. от 15.12.2015 № 548-Пр) утверждена дорожная карта по улучшению инвестиционного климата в Астраханской области, предусматривающая реализацию следующих мероприятий:

1.Повышение эффективности процедур:

- по регистрации юридических лиц;

- по выдаче разрешений на строительство;

- по регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество (кроме права собственности на земельный участок);

- по выдаче прочих разрешений и лицензий;

- по подключению к электросетям;

- по подключению к газовым сетям;

- по подключению к системе водоснабжения и водоотведения;

- по подключению к системе теплоснабжения.

2. Повышение эффективности институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса.

3. Совершенствование работы организационных механизмов поддержки бизнеса.

4. Повышение уровня качества и доступности:

- информационной поддержки инвесторов и бизнеса;

- инфраструктуры;

- земельных ресурсов;

- трудовых ресурсов

5. Поддержка малого и среднего предпринимательства

- качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства

- эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства.

Перечень принятых региональных правовых актов, направленных на создание благоприятной для ведения предпринимательской деятельности административной среды в регионе

№ п/п

Наименование правового акта, иного мероприятия

Реквизиты (номер и дата принятия)

Эффект

1

Распоряжение Правительства Астраханской области «О дорожной карте по улучшению инвестиционного климата в Астраханской области

от 03.12.2014 № 517-Пр

Снижение административных барьеров

1.1.

Эффективность процедур по сокращению сроков регистрации юридических лиц

В 2015 году сокращен срок регистрации юридических лиц в Астраханской области с 11 до 9 дней

1.2.

Эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство

Срок административных процедур при получении разрешения на строительство сокращен до со 195 до 153 дней

1.2.1.

постановление министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

от 05.03.2015 № 6

сокращен с 30 до 20 дней срок подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка в случае размещения объектов регионального значения, не являющихся линейными объектами

1.2.2.

распоряжение Правительства Астраханской области «О сроках выполнения работ по инженерным изысканиям»

от 22.04.2015 № 150-П

сокращен с 10 до 3 дней срок выполнения работ по инженерным изысканиям

1.2.3.

распоряжение Правительства Астраханской области «О сроках выполнения работ по инженерным изысканиям»

от 22.04.2015 № 150-П

сокращен с 30 до 5 дней срок согласования организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно - технического обеспечения, результатов инженерных изысканий

1.2.4.

приказ министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

от 06.03.2015 № 17

отдел градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области при проведении мероприятий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области законодательства о градостроительной деятельности в части соблюдения процедур, установленных для подготовки и утверждения документации по планировке территории, обязан проверять соблюдение сроков подготовки и выдачи градостроительных планов земельного участка, установленных правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области

1.3.

Эффективность процедур по регистрации прав собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на недвижимое имущество (кроме права собственности на земельный участок)

1.3.1.

приказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области «Об установлении сокращенного срока рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, поданных в электронном виде»

от 01.12.2014 № П/78

Среднее время регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество в Астраханской области, включая получение кадастрового паспорта объектов недвижимости, сокращено с 20 до 10 дней

1.4.

Эффективность процедур по выдаче прочих разрешений и лицензий

1.4.1.

постановление министерства здравоохранения Астраханской области «О внесении изменений в отдельные постановления министерства здравоохранения Астраханской области»

от 05.05.2015 № 35п

сокращен срок выдачи лицензии на осуществление фармацевтической и медицинской деятельности на территории Астраханской области с 45 до 35 дней

1.4.2.

постановление Губернатора Астраханской области «Об административном регламенте министерства образования и науки Астраханской области по предоставлению государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Астраханской области (за исключением организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции Российской Федерации)»,

от 22.05.2015 № 44

сокращен срок выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности на территории Астраханской области с 45 до 30 дней

1.5.

Эффективность процедур по подключению к электросетям

Среднее время подключения к электросетям в Астраханской области сокращено со 167 дней до 90 дней

1.5.1.

приказ ОАО «Россети» «О создании благоприятных условий ведения малого и среднего бизнеса»

от 13.01.2015 № 3

разработан типовой регламент, устанавливающий обязанность осуществления технологического присоединения заявителей с электроустановками мощностью 15-150 кВт к электрическим сетям ДЗО ОАО «Россети» в срок до 90 дней

1.5.2.

распоряжение министерства промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области

от 27.11.2014 № 257-р

утверждена рабочая группа, которой сформирован полный фактический перечень административных процедур и процессов по технологическому присоединению к электросетям, определены и согласованы целевые показатели для каждой процедуры из подготовленного перечня административных процедур, а также подготовлены и согласованы предложения по оптимизации процедур и процессов в соответствии с целевыми показателями

1.5.3.

Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в Астраханской области»

от 12.11.2007 № 66/2007-ОЗ (ред. от 06.11.2015)

В целях сокращения сроков подключения к электросетям в внесены дополнения: введена статья 13.2, устанавливающая случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе на некоторые линейные объекты. В соответствии с данной нормой выдача разрешений на строительство линейных объектов не осуществляется.

1.6.

Эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса

В целях внедрения процедуры проведения оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов городской Думой МО «Город Астрахань» и законодательными органами власти муниципальных районов Астраханской области приняты необходимые муниципальные правовые акты.

1.6.1.

Решение городской Думы МО «Город Астрахань»

от 25.12.2014 № 241

В МО «Город Астрахань» ОРВ муниципальных нормативных правовых актов проводится с 01.01.2015 в соответствии с Законом Астраханской области от 10.02.2014 № 4/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах организации оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».

1.6.2.

Постановление администрации МО «Ахтубинский район»

от 20.07.2015 № 897

ОРВ муниципальных нормативных правовых актов проводится с 01.01.2016 в соответствии с Законом Астраханской области от 10.02.2014 № 4/2014-ОЗ «Об отдельных вопросах организации оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» органами местного самоуправления всех муниципальных образований Астраханской области.

1.6.3.

Постановление администрации МО «Володарский район»

от 27.11.2015 № 1784

1.6.4.

Постановление администрации МО «Енотаевский район»

от 09.10.2015 № 43

1.6.5.

Постановление администрации МО «Икрянинский район»

от 08.09.2015 № 889п

1.6.6.

Решение Совета МО «Камызякский район»

от 24.06.2015 № 75

1.6.7.

Постановление администрации МО «Красноярский район»

от 17.06.2015 № 580

1.6.8.

Постановление администрации МО «Лиманский район»

от 25.06.2015 № 553

1.6.9.

Постановление администрации МО «Наримановский район»

от 31.08.2015 № 1713

1.6.10.

Постановление администрации МО «Приволжский район»

от 14.05.2015 № 559

1.6.11.

Решение Совета МО «Харабалинский район»

от 01.07.2015 № 74

1.6.12.

Постановление администрации МО «Черноярский район»

от 20.08.2015 № 74

1.7.

Совершенствование работы организационных механизмов поддержки бизнеса

1.7.1.

Постановление Правительства Астраханской области «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 14.04.2014 № 130-П»

от 23.10.2015 № 535-П

Внедрена децентрализованная система проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Астраханской области и экспертизы нормативных правовых актов Астраханской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Исполнительные органы государственной власти Астраханской области - как органы – разработчики проектов нормативных правовых актов Астраханской области самостоятельно проводят оценку регулирующего воздействия; включая публичные консультации и подготовку сводного отчета.

Уполномоченным органом - министерством экономического развития Астраханской области осуществляется подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия проектов законов Астраханской области, проектов нормативных постановлений Думы Астраханской области, предполагаемых к внесению Губернатором Астраханской области в Думу Астраханской области, проектов постановлений Губернатора Астраханской области, Правительства Астраханской области и иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также осуществляет процедуру оценки регулирующего воздействия проектов законов Астраханской области, проектов нормативных постановлений Думы Астраханской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, внесенных субъектами права законодательной инициативы, за исключением Губернатора Астраханской области, в Думу Астраханской области.

В целях привлечения представителей бизнес-сообщества Астраханской области к участию в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Астраханской области министерством экономического развития Астраханской области заключены соглашения с общественными объединениями бизнес-сообщества Астраханской области: АРО ООО «Деловая Россия», Астраханским областным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Астраханской торгово-промышленной палатой, а также с Уполномоченным по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области.

1.7.2.

Распоряжение Правительства Астраханской области «О регламенте по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» на территории Астраханской области»

от 20.11.2015 № 507-Пр

Определяет процедуру сопровождения исполнительными органами государственной власти Астраханской области по принципу «одного окна» инвестиционных проектов, предполагаемых для реализации на территории Астраханской области.

1.7.3.

Распоряжение Правительства Астраханской области «О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 03.12.2014 №517-Пр»

от 15.12.2015 № 548-Пр

Дорожная карта по улучшению инвестиционного климата в Астраханской области актуализирована по мероприятиям, которые будут реализованы в 2016 году

1.8.

Повышение уровня доступности земельных ресурсов

1.8.1.

Закон Астраханской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области»

от 11.12.2015 № 96/2015-ОЗ

В целях улучшения условий для ведения бизнеса в Закон Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» внесены изменения в части установления критериев для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Установление таких критериев, позволит значительно ускорить, упростить и сделать менее затратным процесс размещения таких объектов и реализации инвестиционных проектов, что в свою очередь будет способствовать развитию инфраструктуры территории региона.

Основными целями данного правового регулирования является повышение эффективности управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе, для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также реализации масштабных инвестиционных проектов.

При предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов юридическим лицам в соответствии с распоряжением Губернатора Астраханской области для реализации масштабных инвестиционных проектов такие инвестиционные проекты должны соответствовать одному из следующих критериев:

1) инвестиционный проект предусматривает строительство многоквартирных домов, пятьдесят и более процентов жилых помещений в которых будут передаваться в государственную или муниципальную собственность в целях последующего их предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области;

2) инвестиционный проект предусматривает капитальное строительство объектов инфраструктуры и иных объектов недвижимого имущества индустриального (промышленного) парка или технологического парка;

3) инвестиционному проекту в порядке, установленном Законом Астраханской области от 13.04.2011 № 17/2011-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области» присвоен статус «инвестиционный проект, одобренный Правительством Астраханской области» или «особо важный инвестиционный проект».

2.

Распоряжение Губернатора Астраханской области «О мерах по реализации инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства или концессии на территории Астраханской области».

от 27.07.2015 № 596-р

Утвержден перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Астраханской области посредством механизмов государственно-частного партнерства или концессии (20 проектов).

3.

Распоряжение Губернатора Астраханской области «О мерах по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в Астраханской области».

от 27.07.2015 № 597-р

В соответствии с пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14.07.2015 № Пр-1366 распоряжением Губернатора Астраханской области от 27.07.2015 № 597-р «О мерах по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в Астраханской области» создан штаб по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в Астраханской области при инвестиционном совете при Правительстве Астраханской области (далее – Штаб)

В 2015 году проведено 2 заседания Штаба, в рамках которых:

- одобрена и рекомендована к принятию Правительством Астраханской области новая редакция дорожной карты по формированию благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области;

- одобрены и рекомендованы для внедрения органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области успешные муниципальные практики, вошедшие в Атлас муниципальных практик, сформированный АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (перечень успешных муниципальных практик рекомендован распоряжением Губернатора Астраханской области от 29.12.2015 № 998-р «О внедрении успешных муниципальных практик»);

- одобрена и рекомендована к принятию Правительством Астраханской области методика оценки (рейтингования) органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по улучшению инвестиционного климата на муниципальном уровне (утверждена распоряжением Правительства Астраханской области от 31.12.2015 № 599-Пр).

4.

Распоряжение Губернатора Астраханской области «О перечне поручений в рамках послания Губернатора Астраханской области Жилкина А.А. «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Астраханской области на 2015 год»

от 22.05.2015 № 390-р

По итогам ежегодного послания Губернатора Астраханской области в 2015 году были сформированы соответствующие поручения исполнительным органам государственной власти Астраханской области и рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области

5.

Постановление Правительства Астраханской области «О реализации Закона Астраханской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области»

от 29.06.2011 № 223-П (ред. от 29.09.2015)

В 2015 году расширены функции коллегиального совещательного органа – инвестиционного совета при Правительстве Астраханской области, предусматривающие:

- определение в соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации приоритетных направлений внедрения механизмов снижения административных барьеров, улучшения инвестиционного климата и предпринимательской среды в Астраханской области;

- выработку совместно с исполнительными органами государственной власти Астраханской области, а также по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, организациями, индивидуальными предпринимателями рекомендаций по снижению или устранению административных барьеров при осуществлении инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- формирование штаба по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в Астраханской области.

Приоритетные инвестиционные направления региона: в т.ч. приоритетные кластеры, «точки роста» региональной экономики на средне- и долгосрочную перспективу.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Лотос»

Важнейшим направлением развития экономики региона на средне- и долгосрочную перспективу является реализация проекта обустройства территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Лотос». В 2014 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 № 1214 о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области (далее – ОЭЗ «Лотос»).

В течение 2015 года была проделана значительная работа по обеспечению функционирования ОЭЗ «Лотос» и привлечения резидентов с целью размещения производства на ее территории:

- заключено трехстороннее соглашение о создании ОЭЗ «Лотос» между Правительством Астраханской области, Минэкономразвития России и администрацией Наримановского района;

- создана управляющая компания ПАО «ОЭЗ «Лотос»;

- заключено соглашение об управлении ОЭЗ «Лотос» между Минэкономразвития России и управляющей компанией;

- Минэкономразвития России переданы отдельные полномочия по управлению ОЭЗ «Лотос» управляющей компании и Правительству Астраханской области.

По итогам заседания экспертного совета по промышленно-производственным особым экономическим зонам при Министерстве экономического развития Российской Федерации принято решение о присвоении статуса резидента ОЭЗ «Лотос» компании ООО «СВОИ», учредителем которой является российское ООО «Поликомплекс» и судостроительному заводу «Лотос».

Кроме того, продолжаются переговоры с рядом мировых производителей судового, нефтегазового оборудования и других высокопроизводительных отраслей.

По итогам совместной работы Правительства Астраханской области с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, АО «Объединенная судостроительная корпорация», Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации сформированы следующие основные направления специализаций привлекаемых резидентов:

- строительство дноуглубительной техники и локализация оборудования для дноуглубительных работ;

- создание кластера по производству кранового оборудования и подъемных механизмов для судостроения и освоения шельфа (портовые и портальные краны, офшорные краны и судовые краны);

- размещение производства двигателей для судов и железнодорожной техники;

- формирование кластера по производству маломерных судов;

- локализация производства комплектующих для судостроения и судоремонта в Российской Федерации;

- локализация промышленных производств по программам импортозамещения в Российской Федерации.

В рамках данных направлений уже сейчас в высокой стадии проработки находятся переговоры с такими мировыми лидерами, как Liebherr, Damen, IHC Merwede, Enerpac, Wartsila, Palfinger, CIMC RAFFLES, ZPMC и др.

В 2015 году регион приступил к разработке проекта планировки и плана обустройства территории ОЭЗ «Лотос». Данная работа будет завершена в I квартале 2016 года.

В целях синхронизации графика строительства объектов инфраструктуры и заполняемости ОЭЗ «Лотос» резидентами, а также в целях минимизации затрат, определена этапность развития территории ОЭЗ «Лотос», в соответствии с которой общая площадь 983 га разбита на четыре этапа освоения, в том числе площадь 1 этапа составляет 141 га.

Создание на территории Астраханской области ОЭЗ открывает новый этап экономического развития региона. По оценкам при успешной реализации планов по размещению на территории ОЭЗ новых производственных площадок уже в 2020 году территория ОЭЗ станет базой для успешной работы более 30 промышленных предприятий высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, объем привлеченных инвестиций составит около 20 млрд рублей, ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят более 1 млрд рублей. ОЭЗ станет местом работы более 13 тысяч высококвалифицированных специалистов, подготовленных региональной образовательной базой. Социальная инфраструктура позволит создать на территории Наримановского района Астраханской области новую территорию для комфортного и удобного проживания и работы.

Создание ОЭЗ будет направлено на укрепление экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличение доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке.

Для участников ОЭЗ предусмотрены различные льготы и преференции: отмена таможенных пошлин, возможности применения механизмов по оптимизации расходов - ускоренной амортизации.

Кластерная политика

Приоритетным направлением развития экономики Астраханской области является осуществление кластерной политики, которая признана обеспечить долгосрочную конкурентоспособность региона. Важнейшими составляющими кластерной политики, осуществляемой на территории Астраханской области, являются следующие кластеры:

- аквакультуры и рыбного хозяйства;

- судостроительный.

В целях реализации проектов, ориентированных на развитие действующих предприятий, в Астраханской области сформирован территориально-отраслевой кластер «Аквакультура и рыбное хозяйство», объединивший предприятия рыбохозяйственного комплекса по всем направлениям деятельности.

В течение 2015 года в рамках развития кластера аквакультуры и рыбного хозяйства и судостроительного кластера в Астраханской области согласно Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года была проделана масштабная работа.

Проекты, реализуемые участниками кластера, направлены на развитие материально-технической базы предприятий и расширение ассортимента выпускаемой рыбной продукции, среди основных можно выделить:

1. Организация производства полуфабрикатов из рыбного фарша на основе продукции предприятий аквакультуры в Камызякском районе ООО «Наш огород»;

2. Освоение выращивания новых объектов аквакультуры (судак, сом, щука), а также внедрение технологии товарного выращивания тропических ракообразных (раки, креветки) ИП КФХ Прелов А.А.. Этим проектам оказывается сопровождение организациями рыбохозяйственной науки (ФГБОУ ВПО «Астраханский Государственный Технический Университет»);

3. Модернизация и строительство новых объектов производственной базы по переработке водных биоресурсов предприятиями рыбохозяйственного комплекса:

- расширение производства икры щуки, филе рыбного мороженного, вяленых снеков (8 предприятий);

- производство рыбных консервов широкого ассортимента в стеклянной таре ООО «Астраханьрыбпром».

Заявленная суммарная стоимость этих проектов ориентировочно составляет около 400 млн. рублей.

4. Внедрение технологии выращивания тиляпии, строительство комплекса с использованием установок замкнутого водоснабжения (УЗВ).

Проекты кластера «Аквакультура и рыбное хозяйство» поддержаны Фондом развития малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Коммерциализация». Это:

ООО «Ника-Аст» - использование инновационной биотехнологии в производстве молоди осетровых рыб;

ООО «Русский стиль-Просет Дельта» - разработка и использование комбинированной органической технологии в производстве продукции товарной аквакультуры;

ИП Прелов А.А. - Производство тропических ракообразных в Астраханской области.

Планируется дальнейшее взаимодейстиве с Фондом по проектам кластера.

В долгосрочной перспективе Астраханская область должна стать одним из ведущих в России центров развития аквакультуры, лидирующим регионом в южной зоне рыбоводства по уровню технологичности, продуктивности, инновационности предприятий отрасли. Регион располагает единственной в стране комплексной научно-образовательной и технологической базой для разработки, опытного использования и внедрения в реальный сектор самых современных технологий селекции, разведения, переработки рыбной промышленности, а также подготовки современных кадров для отрасли.

Рыбопромышленный комплекс является важным участником программы импортозамещения нашего региона и охватывает все основные направления деятельности: вылов водных биоресурсов, воспроизводство, товарное рыбоводство (аквакультура), переработка сырья, выпуск различных видов рыбной продукции.

В рамках программы импортозамещения осуществляется модернизация производственной базы по переработке рыбной продукции с созданием новых цехов для изготовления икры щуки, филе мороженого, вяленых снеков и других видов продукции глубокой степени переработки целого ряда региональных предприятий (ООО «Русский стиль-ПРОСЕТ Дельта» (Володарский район), ООО «Астраханский рыбный промысел» (Камызякский район), база ООО ПКФ «Беркут» (Наримановский район), ООО «Опыт» (Камызякский район) и др.).

В результате реализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №386-П, к 2020 году предполагается увеличение объемов производства рыбной продукции до 57 тыс. тонн, выращиваемой товарной рыбы до 20 тыс. тонн.

Локомотивом развития региона остается развитие нефтегазового комплекса, который создает возможности для притока инвестиций в смежных отраслях промышленности. По сути, ТЭК сегодня является «форсированным инвестиционным двигателем», обеспечивающим обновление производственной базы региона.

В 2015 году на проектную мощность вышла производственная база компании Шлюмберже, предназначенная для обслуживания бурового оборудования и техники для исследования недр российских месторождений.

ООО «Газпром добыча Астрахань» продолжает реализацию проекта по подключению дополнительных скважин к существующим мощностям по добыче газа. Также предприятием проводится реконструкция промысловых объектов. В 2015 году велись работы по строительству подземной емкости, а также реконструкции обвязки трех эксплуатационных скважин. Реализация этих проектов позволит сохранить годовой объем добычи природного газа на проектном уровне 12 млрд куб. м, что обеспечит оптимальную загрузку мощностей Астраханского газохимического комплекса.

Кроме того, на формирование положительной динамики оказывает влияние производственная деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» на шельфе Северного Каспия. В 2015 году на месторождении им. Ю. Корчагина введены в эксплуатацию 7 добывающих скважин (с начала освоения месторождения – 23 скважины). В активной стадии обустройства находится крупнейшее газоконденсатно-нефтяное месторождение – им. В. Филановского.

Перспективы развития судостроительного кластера региона связаны с необходимостью локализации производства судового оборудования при реализации проектов строительства объектов обустройства нефтегазовых месторождений Каспийского моря, а также строительства судов транспортного флота.

В рамках судостроительного кластера продолжается строительство морских сооружений для месторождения им. Владимира Филановского. Ведутся достроечные работы в море объектов первой очереди месторождения, в рамках которых ООО «АСПО» завершило строительство подвышечного основания и буровой вышки для ледостойкой стационарной платформы №1. Продолжается строительство объектов обустройства второй очереди месторождения им. В Филановского. Строительство ледостойкой стационарной платформы № 2 ведет АО «Глобалстрой-Инжиниринг». В качестве субподрядчика выбрано ООО «Галактика», которое в июне 2015 года завершило строительство опорных оснований платформы. Строительство платформы жилого модуля № 2 осуществляет АО «ССЗ «Красные Баррикады». В апреле 2015 года завершилось строительство опорных оснований данной платформы. Вывод объектов на точку установки в море начнётся с апреля 2016 года.

Программа освоения Северного Каспия компанией Лукойл расписана до 2040 года. В рамках данной программы планируется обустроить 7 месторождений, что потребует строительства ещё 15 объектов обустройства.

Кроме строительства шельфовых объектов на астраханских предприятиях строятся суда транспортного флота. В настоящее время завершаются проекты строительства серии из пяти буксиров для компании OMS Shipping (Казахстан) и кранового судна для туркменской стороны (компания Dragon Oil), строящиеся группой компаний «Каспийская энергия». Три первых буксира сданы заказчику в октябре 2015 года. АО «ССЗ «Лотос» в текущем году спущены на воду два танкера проекта RST-25 для ОАО «Московское речное пароходство» и два несамоходных понтона для ООО «Судоходная компания АРК». ООО «МСЗ-2» построены четыре многофункциональных судна для Каспийской флотилии.

ОАО «ЦС «Звездочка» - филиал «Астраханского СРЗ» ведется строительство серии аварийно-спасательного флота по заказу Министерства обороны Российской Федерации.

Выполняемая судостроительными предприятиями работа по привлечению новых заказов обеспечит прирост объемов производства с 2016 года и на плановый период до 2018 года.

В агропромышленном секторе продолжена работа по строительству и модернизации овощехранилищ, которая направлена на формирование комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализации растениеводческой продукции.

Руководство перерабатывающих предприятий занимается продвижением консервированной и замороженной плодоовощной продукции как на внутрирегиональный рынок, так и на рынки Российской Федерации и стран СНГ под торговыми марками «Пиканта», «4 Сезона», «Путин», «Угощение славянки», «Ресторация Обломов» и др.

В настоящее время в Харабалинском районе Астраханской области ООО «АПК Астраханский» (ООО «Техада») ведется строительство завода по производству томатной пасты.

Особое внимание акцентировано на инвестиционном проекте ООО «Пищевой комбинат», реализация которого ориентирована на замещение импорта томатной пасты на территории Российской Федерации, а так же в странах таможенного союза. Проекту на областном уровне уже присвоен статус «особо важный инвестиционный проект» распоряжением Правительства Астраханской области от 1 ноября 2011 г. № 477-Пр.

Продолжается реализация инвестиционного проекта «Создание высокоэффективного предприятия по производству мяса бройлеров в Астраханской области» ОАО «Астраханский продукт». На ГП АО «СХП – Птицефабрика «Харабалинская» завершено строительство цеха выращивания ремонтного молодняка кур и здания птицеубойного цеха. На ООО «Птицефабрика «Владимировская» введен в эксплуатацию новый цех по содержанию кур несушек.

Развитие отрасли животноводства в 2016 году будет реализовываться по таким направлениям, как:

- сохранение поголовья сельхозживотных и объемов производства по основным направлениям, особое стабилизации ситуации на рынке молока и мяса;

- в мясном и молочном скотоводстве - дальнейшая модернизация имеющихся площадок и создание новых в рамках программы «Развитие семейных животноводческих ферм»;

- проведение мероприятий по сохранению и увеличению племенного поголовья сельскохозяйственных животных и доведения ее в общем объеме до 25 %;

- дальнейшая модернизация производственных мощностей птицефабрик.