Отчет о деятельности по привлечению инвестиций

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ

Усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса с 2015 года оцениваются в РФ в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. По итогам Национального рейтинга 2020 года Астраханская область заняла 40 рейтинговое место (40 место в 2019 году) и находится в группе лидеров среди субъектов Российской Федерации по следующим показателям:

- оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- оценка эффективности подключения к электросетям;

- наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты и поддержки инвесторов;

- ОРВ органов власти;

- интернет-портал об инвестиционной деятельности;

- оценка деятельности органов власти по постановке на кадастровый учет;

- информационный портал по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в регионе;

- доля государственных и муниципальных контрактов с субъектами малого бизнеса в общей стоимости государственных и муниципальных контрактов.

Учитывая, что результаты Национального рейтинга влияют на восприятие региона потенциальными инвесторами, выбирающими регион для реализации своих проектов, возрастает конкуренция между субъектами Российской Федерации в борьбе за инвестора.

При этом, доминирующую роль играет оценка предпринимателями только самых востребованных сегодня условий для ведения бизнеса: это разрешительные процедуры, подключение к различным видам инфраструктурных сетей, качество и доступность государственных и муниципальных услуг, финансовая поддержка предпринимательства.

В целях формирования благоприятных условий для ведения бизнеса, в том числе конкурентной среды, повышения инвестиционной и предпринимательской активности, эффективности работы региональных управленческих команд, снижения административных барьеров и сокращения сроков предоставления услуг субъектам предпринимательства, а также определения новых стратегических социально-экономических ориентиров развития Астраханская область продолжает принимать участие в реализации федеральной инициативы по внедрению с 2017 года целевых моделей в субъектах Российской Федерации в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации 12.11.2016 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р.

В Астраханской области утвержден перечень ответственных исполнительных органов государственной власти Астраханской области - проектных офисов, а также «дорожные карты» по внедрению и реализации в Астраханской области восьми целевых моделей, которые предполагают сокращение сроков и числа процедур по технологическому присоединению ко всем видам инфраструктуры: электрическим сетям, сетям газораспределения; системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, получения разрешения на строительство, регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества, оптимизацию системы поддержки малого и среднего предпринимательства региона, осуществления контрольно-надзорной деятельности.

По данным «Профиля региона – Астраханская область» информационной системы «Region-ID» по состоянию на 01.01.2021 года процент достигнутых показателей целевых моделей в Астраханской области составил:

- по целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» – 87%, ответственным органом за внедрение целевой модели является министерство экономического развития Астраханской области;

- по целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности» – 62%, ответственным органом за внедрение целевой модели является министерство экономического развития Астраханской области;

- по целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» – 26%, ответственным органом за внедрение целевой модели является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области;

- по целевой модели «Технологическое присоединение к электрическим сетям» – 70%, ответственным органом за внедрение целевой модели является министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области;

- по целевой модели «Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения» – 88%, ответственным органом за внедрение целевой модели является министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области;

- по целевой модели «Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения» – 16%, ответственным органом за внедрение целевой модели является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области;

- по целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» – 86%, ответственным органом за внедрение целевой модели является агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области;

- по целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» – 77%, ответственным органом за внедрение целевой модели является агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.

По Астраханской области средний процент выполнения мероприятий всех дорожных карт по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса по итогам 2020 года составил 77%.

Ожидаемыми результатами дальнейшей работы Правительства Астраханской области по созданию благоприятной среды для ведения бизнеса и стимулированию инвестиционной активности в 2021 году будут являться снижение административных барьеров для бизнеса и развитие финансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности Астраханской области, а также соответствующая адресная работа с потенциальными инвесторами в разрезе приоритетных для Астраханской области видов экономической деятельности.

Региональные инструменты привлечения инвестиций

Финансовая поддержка

В целях стимулирования инвестиционной активности в Астраханской области действует многофункциональная система поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

Законом Астраханской области от 27.09.2017 № 55/2017-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления инвестиционной политики на территории Астраханской области» предусмотрено оказание поддержки субъектами инвестиционной деятельности финансовой, имущественной, организационной и информационно-консультационной поддержки.

Финансовая поддержка осуществляется посредством предоставления налоговых льгот инвестиционным проектам со статусом «особо важный инвестиционный проект», что предусматривает применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество организаций до 0,2%, в соответствии с Законом Астраханской области от 26.11.2009 № 92/2009-ОЗ «О налоге на имущество организаций.

В 2020 году продолжена реализация инвестиционных проектов со статусом «особо важный инвестиционный проект» 4 крупных инвестиционных проектов, реализуемым на территории Астраханской области, с общим объемом инвестиций порядка 42,9 млрд рублей.

Стимулирование реализации новых инвестиционных проектов в Астраханской области позволит в долгосрочной перспективе увеличивать доходы консолидированного бюджета Астраханской области.

В целях исполнения пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам форума Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 6 февраля 2019 г. для обеспечения стимулирования организаций к обновлению основных средств принят Закон Астраханской области от 02.03.2020 № 16/2020-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (далее – Закон Астраханской области).

Законом Астраханской области предусмотрено предоставление права на получение инвестиционного налогового вычета с 01.01.2020 организациям, расположенным на территории Астраханской области, основным видом экономической деятельности которых являются виды экономической деятельности, включенные в раздел «Обрабатывающие производства», за исключением класса «Производство прочей неметаллической минеральной продукции» и видов экономической деятельности по производству подакцизных товаров. Право на применение данного вычета предусмотрено в отношении объектов основных средств, относящихся к подразделу «Машины и оборудование» третьей – десятой амортизационных групп, за исключением объектов основных средств, с даты выпуска которых прошло более 5 лет, а также приобретенных у взаимозависимых лиц.

Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода составляет 90 процентов суммы расходов, осуществленных налогоплательщиком в текущем налоговом (отчетном) периоде в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Размер ставки налога на прибыль организаций для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составляет 5 процентов.

Имущественная поддержка инвестиционной деятельности

С целью оказания имущественной поддержки субъектам инвестиционной деятельности для размещения объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и реализации масштабных инвестиционных проектов действует порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Предоставление осуществляется в соответствии с Законом Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» и постановлением Губернатора Астраханской области от 10.03.2016 № 14.

В 2020 году земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов следующим субъектам инвестиционной деятельности:

– ООО «Агропромышленный комплекс Астраханский», реализующему масштабный инвестиционный проект по строительству комплекса по выращиванию и переработке томатов в Харабалинском районе Астраханской области, с объемом инвестиций – 6 209,48 млн рублей;

– Фонду поддержки социальных инициатив Газпрома, для размещения объекта социально-культурного назначения «Поликлиника для взрослого и детского населения на 500 посещений в смену», с объемом инвестиций – 800,0 млн рублей.

– Фонду поддержки социальных инициатив Газпрома, для размещения объекта социально-культурного назначения «Средняя общеобразовательная школа на 1000 учащихся», с объемом инвестиций – более 900,0 млн рублей.

Информационно-консультационная поддержка

Для обеспечения инвесторов оперативной и актуальной информацией функционирует интернет-портал об инвестиционном потенциале Астраханской области http://invest.astrobl.ru/.

На портале размещаются и регулярно обновляются полезные для потенциальных партнеров и инвесторов: новостная лента, сведения о региональном законодательстве, информационно-аналитические материалы об инвестиционном климате в Астраханской области, об инфраструктуре поддержки бизнеса (бизнес-инкубаторы, МФЦ и пр.), об инвестиционных проектах и площадках и т.д., а также обеспечена техническая возможность подачи документов для получения поддержки.

На портале размещена информация о более чем 130 инвестиционных площадках типа Greenfield («Зеленая площадка», которая никогда не использовалась, без существующих структур), 50 инвестиционных площадках типа Brownfield (располагающая возведенными конструкциями, инженерными коммуникациями и технологическими линиями), а также о более 120 инвестиционных проектах, реализуемых на территории Астраханской области.

Интерес для инвесторов представляет интерактивная карта инвестиционной привлекательности Астраханской области http://new-map.astrobl.ru/, на которой отражены более 350 действующих объектов инженерной инфраструктуры.

Для оперативного решения возникающих вопросов в процессе инвестиционной деятельности в Астраханской области функционируют «Каналы прямой связи» Губернатора и Правительства Астраханской области с инвесторами http://invest.astrobl.ru/contacts/.