Судостроительный

Бизнес предложения по вложению средств в судостроительный кластер Астраханской области

Сегодня перспективный рынок продукции гражданского судостроения включает разнообразную номенклатуру сложных наукоемких морских судов для обновления транспортного и рыбопромыслового флота, морскую технику для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России, морские паромы, буксиры, спасатели, принципиально новые крупнотоннажные суда, а также научно-исследовательские суда для выполнения работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды, суда экологического и гидрологического контроля.

По основным направлениям гражданского судостроения ситуация складывается следующим образом:

  1. По совокупным оценкам российских нефтегазовых компаний, освоение континентального шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств и сопутствующей инфраструктуры для добычи и транспортировки до 100 млн. тонн нефти и до 200 млрд. куб м газа в год. Наиболее существенная доля российского гражданского судостроения в ближайшие десятилетия будет приходиться именно на сектор шельфовой техники для разведки и добычи (включая транспортировку) углеводородов. Суммарный портфель заказов на технические средства освоения континентального шельфа с началом реальных широкомасштабных работ по освоению нефтегазовых месторождений на ближайшие 10 лет для российских организаций составит около 1 трлн. руб.
  2. Общий портфель заказов по морским транспортным и обеспечивающим судам для российских организаций в ближайшие 8 - 10 лет достигнет более 450 млрд. руб. Общий портфель заказов на внутренний водный транспорт в ближайшие 8 - 10 лет может составить более 100 млрд. руб.
  3. Объективная потребность России в промысловых судах до 2025 года оценивается примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд. руб.

Большая часть добавленной стоимости в судостроении создается на этапе оснащения судна технологическим оборудованием. Особенно это актуально для строительства платформ, предназначенных для шельфовых проектов. Сегодня возможности отечественных компаний ограничиваются созданием основания платформы, стоимость которого составляет примерно треть всей конструкции.

До 80% технологического оборудования платформ, производимых в России, закупается зарубежом. Практически аналогичная ситуация наблюдается в области транспортного судостроения, в котором также на долю отечественных судостроителей приходится создание корпуса и металлоконструкций.

Вместе с тем, концентрация производства комплектующих на локальной территории имеет потенциал снижения себестоимости судна около 20%. Это делает предприятия, участвующими в данном кластере при наличии прогрессивной технологии неуязвимыми по отношению к конкурентам.

Опыт Кореи, в которой развитие судостроительного кластера осуществляется по аналогичной системе, показывает, что локальная концентрация на одной территории верфей, проектантов и комплектаторов позволяет судостроителям постоянно наращивать производительность, в прогрессии увеличивает рост квалификации персонала, связь науки и практики. Резервы роста экономического эффекта составляют более 30%.

Бизнес предложения (*.doc)